Защитник Дордоя Максим Шило дал интервью порталу Tribuna.com.
Как сообщает Prosports.kg, Шило рассказал о сезоне в Кыргызстане.
К 27 годам Максим Шило заработал реноме неуступчивого опорника средних клубов «вышки». После неудачного для «Дняпро» сезона-2019, в котором могилевчане покинули «элиту», полузащитник решил отправиться заграницу. Шило выбрал довольно экзотический вариант развития карьеры, перебравшись в кыргызский «Дордой».
И у Максима получился просто сумасшедший сезон, в котором кроме чемпионства нашлось место двухмесячному карантину в Бишкеке, белорусским протестам, а также официальному матчу после «революции за одну ночь». Впрочем, обо всем по порядку.
***
Шило уехал в Кыргызстан не от хорошей жизни. Зимой хавбек, который два последних сезона работал под руководством Ивана Биончика, решился на кардинальные перемены. После могилевского безденежья (зарплату футболистам «Дняпро» не платили несколько месяцев) Максим рванул в Среднюю Азию.
– По большому счету у меня не было вариантов в Беларуси. Агент предложил такую возможность развития карьеры. Решил попробовать, почему нет? Считаю, мне был нужен новый вызов. Все-таки в чемпионате Беларуси получалось далеко не все. Честно скажу, после вылета «Дняпро» из высшей лиги было тяжело психологически. Вроде бы проделали большую работу, но это не принесло результата. Благодаря поддержке родителей, семьи и друзей удалось преодолеть этот кризис. Верил, что все наладится, – рассказывает игрок. – Я знал о существовании «Дордоя». Перед тем, как «Луч» стал «Дняпро», мы играли против этой команды на сборе в Турции. Уступили со счетом 1:2. Уже тогда чувствовалось, что «Дордой» обладает определенным уровнем. Спонсор – рынок с годовым оборотом $7 млрд, легенда – африканский принц. Белорус перешел в интригующий кыргызский клуб «Дордой» – кыргызский аналог БАТЭ. В последние годы команда, за которую выступает костяк футболистов национальной сборной этой страны, без особых проблем берет «золото». Шило пришлось постараться, чтобы пройти просмотр в клубе. – Полетел на сборы совсем налегке. Одни кроссовки были на мне, вторые взял с собой. Кроме того закинул в сумку две пары бутс, игровую форму, пару кофт и маек. Все-таки летел на сборы. Еще не факт, что со мной сразу же подписали бы все документы прямо в аэропорту. Из-за этого взял только все самое необходимое. Неделю потренировался с командой в Кыргызстане, а потом почти на 40 дней мы улетели в Турцию, – вспоминает Максим. – Проблем с адаптацией в коллективе не возникло. Был удивлен радушию и человеческому отношению со стороны ребят. «Дордой» укомплектован состоявшимися по меркам Кыргызстана футболистами. Какой-то ревности к себе не заметил. Наоборот кыргызы – очень добрые и гостеприимные. Они с огромным уважением относятся к старшим. Например, в их языке есть выражение «байке». Оно употребляется при обращении к старшим. Как я понял, это синоним слова «уважаемый». Ребята постоянно говорят его перед тем, как к кому-то обратиться. Когда приехал на базу поразило, что более младшие товарищи по команде обращались ко мне на вы. Даже когда возвращался из магазина, то парни сами брали пакет, чтобы помочь. Это немного смутило, все-таки я такой же футболист, как и они. Не видел между нами разницы. Для понимания, в «вышке» чемпионата Кыргызстана выступает всего девять клубов. При этом национальная команда этой страны в рейтинге ФИФА располагается на 95-й строчке (сборная Беларуси занимает 87-е место). – Конечно, по сравнению с Беларусью уровень чемпионата Кыргызстана заметно ниже. В нашей высшей лиге «Дордой» находился бы в середине турнирной таблицы. Но зато сейчас потихоньку растет уровень их национальной команды. У них появился Алыкулов, Шукуров… Видел много интересных молодых ребят в «Дордое»…
Это очень техничные и быстрые футболисты. Возможно, им где-то не хватает структуры и понимания игры в обороне, но индивидуально очень сильные исполнители. Чего скрывать, в плане техники на их фоне иногда чувствуешь себя «топориком» :). В общем, в перспективе у Кыргызстана может быть очень хорошая национальная команда. Правда, зрителей на стадионах я не увидел от слова совсем. Из-за пандемии все матчи чемпионата проходили лишь в городе Кант. Он располагается где-то в 40 минутах езды от Бишкека. Матчи играли на двух стадионах по два в день. Одни игры проводились в 11 утра, другие в четыре вечера. В итоге весь чемпионат прошел лишь на двух стадионах.
Коронавирус в Кыргызстане – отдельная история. Первая вспышка пандемии случилась в стране в конце марта. Из-за нее власти ввели режим чрезвычайного положения. Белорусскому полузащитнику «Дордоя» вместе с женой пришлось два месяца провести на самоизоляции в съемной квартире.
– Практически два месяца провел в квартире, но тренировался каждый день. Трудился на совесть, чтобы хоть как-то держать себя в тонусе. Как работал? Тренер по физической подготовке присылал нам видео с различными упражнениями. Зеркально повторял их перед экраном. Все время проводил вместе с женой. Многие говорят, что не все пары прошли проверку карантином. У нас наоборот все было замечательно, еще больше сплотились: что-то вместе готовили, смотрели сериалы… Из дома разрешалось выходить только в маске и с маршрутным листом. В нем нужно было обязательно указывать во сколько и куда ты вышел. Скачиваешь на телефон специально приложение, отмечаешь все и идешь по своим делам. Тебя могут спокойно остановить милиционеры для проверки документов, но со мной такого не случалось. Я ответственно относился к происходящему, поэтому нигде особо не гулял. Правда, как-то забежал в магазинчик возле дома без маски, чтобы купить пятилитровик воды. Продавщица тут же: «Давай-ка ты сходишь домой за масочкой, а уже потом мы с тобой поговорим». Что поделать? Пришлось идти за маской. Из-за комендантского часа в стране нельзя было выходить на улицы даже ночью. Понятно, когда обстановка немного улучшилась, все повалили в город… Но в июне-июле, в в Кыргызстане такая жара! В Бишкеке было +40. Понятно, ходить при такой погоде в маске совсем некомфортно, поэтому и началась вторая волна… Понятно, на этом фоне удивляло отношение к коронавирусу в Беларуси. Очевидно, что это серьезный вирус, поэтому переживал за своих родителей, друзей и знакомых на родине. Сам понимаешь, если ты даже просто подхватишь воспаление легких, то потом все равно останутся вопросы… Рад, что многие белорусы сами внимательно относились к этому вопросу. Но ребят из Кыргызстана удивляло, что в Беларуси продолжали играть в футбол во время «короны». Правда, звонили мне: «Какой матч посмотреть? А кто лучше играет?»
***
Планировалось, что чемпионат Кыргызстана возобновится в июле после двухмесячного карантина. Но случилась вторая вторая волна коронавируса: в июне болезнь обнаружили примерно у 40 тысяч человек. Пауза в чемпионате продлилась, поэтому руководство «Дордой» предложило Шило улететь в Беларусь до лучших времен. Между клубом и игроком была договоренность: как только чемпионат возобновляется, Максим возвращается в Бишкек и помогает команде взять чемпионство. Футбол вернулся в Кыргызстан 10 августа, но хавбек долгое время не мог присоединиться к команде из-за закрытых границ. Впрочем, в это время в Минске началась твориться настоящая жесть. – Я не голосовал. Даже не хотел идти на избирательный участок. Почему? За меня уже проголосовали. В это время был на даче. Сам знаешь, интернета в стране не было, поэтому результаты выборов узнал по радио. Вытянул антенну и услышал, про 80 процентов. Если честно, это было предсказуемо. Но когда нам включили интернет… Смотришь видео и хватаешься за голову. Агрессия силовиков – это что-то за гранью. Сейчас об этом говорю, и по коже бегут мурашки. Происходящее на улицах Минска просто шокировало. Что должно происходить в голове, чтобы с такой агрессией относиться к собственному народу? Не понимаешь, почему все это происходит в нашей стране? Почему нет никакого диалога? Со временем наш протест потихоньку превратился в протест достоинства и солидарности. Каждое воскресенье после перелета в Кыргызстан открывал Tut.by и Onliner, чтобы следить за новостями. Сидел и думал: «Только бы все прошло без жертв». Лично я против того, что происходит после выборов в нашей стране. Полностью солидарен с белорусским народом.
27 августа Шило все-таки добрался до Бишкека, чтобы помочь «Дордою» взять очередное чемпионство. Клуб выполнил задачу, а Максим завоевал первый титул в карьере. Правда, последний матч сезона прошел при удивительных обстоятельствах – на утро после того, как в Бишкеке случилась «революция за одну ночь». – На следующий день после выборов в Кыргызстане у нас была заключительная игра чемпионата. Вечером 5 октября на центральной площади Бишкека стали собираться люди. В это время мы находились на базе, которая располагается в десяти минутах ходьбы от центра. Где-то в восемь вечера стали слышны какие-то хлопки, взрывы… Ребята залезли в интернет и начали читать новости про разгоны протестующих и светошумовые гранаты, – вспоминает футболист. – Но в какой-то момент в городе полностью отрубились мобильная связь и интернет. Что делать? Все легли спать, потому что на следующий день в 11:00 у нас была игра. На утро в 7:30 мой сосед по комнате говорит: «Протестующие захватили дом правительства, а силовики сложили оружие». Честно говоря, не очень в этом верилось. За одну ночь в стране все поменялось. Сидишь и думаешь: «Что теперь делать? А игра будет? А приедет ли соперник?» В раздевалке перед матчем все только и делали, что обсуждали произошедшее, показывали друг другу какие-то видео. Наверное, в тот момент никто не думал про матч. Эта встреча ни на что не влияла, мы спокойно выиграли со счетом 4:0. Знаешь, по эмоциям это было что-то похожее на АЛФ. Ты просто отвлекся от происходящего, потому что в тот момент было совсем ничего не понято. Я отправлялся на игру и видел перевернутые сгоревшие машины… Думал выпустят ли меня из страны, чтобы улететь домой. И, знаешь, мне повезло: 8 октября прилетел в Беларусь, а буквально через пару дней в стране вели режим ЧС. Понятно, в эти дни одноклубники «прихватывали» меня по поводу белорусских протестов. Пользовались мемами из интернета, мол, революция под ключ. Говорили: «Макс, организовывай пять самолетов в Минск, и наведем у вас порядок». Понятно, все это шутки, ведь в Кыргызстане уже было три революции. Было заметно, как ребята переживают за свою страну. Они шутят, но понимают, что впереди их ждет сложный выбор. Парни серьезно относятся к тому, чтобы сейчас не ошибиться. Вообще, решительность кыргызов восхищает. Сужу по себе, я не готов идти на штурм зданий или столкновение с силовиками. Люди же были готовы пойти на смерть ради будущих поколений…
Сейчас футболист находится в отпуске в Минске. Максим только улыбается, когда слышит вопрос: «Что еще должно случиться в 2020-м?» – Конечно, год складывается непросто. Одно накладывается на второе, второе – на третье… Кто-то уже хочет сказать: «Стоп! Давайте сделаем паузу: столько болезней, утрат». Тут уже можно хвататься за голову. Столько всего со мной еще не происходило, как случилось в этом году. Думаешь порой: «А что еще должно случиться?» Но ничего, этот сделает всех нас только сильнее.
Автор Дмитрий Синяк
Комментарии