Бывший капитан сборной Кыргызстана по футболу Азамат Байматов раскритиковал руководство Кыргызского футбольного союза и главного тренера сборной Кыргызстана и столичного «Дордоя» Александра Крестинина, передает Prosports.kg.
Вечером 21 августа футболист вышел в прямой эфир в Instagram и рассказал о том, почему его перестали вызывать в сборную, как проходят трансферы в «Дордое» и почему руководство Кыргызского футбольного союза должно уйти в отставку.
В интервью Sport АКИpress экс-капитан сборной Кыргызстана рассказал о своих мотивах.
- Азамат, был достаточно неожиданный прямой эфир. Что послужило мотивом?
- Накипело. Старался не реагировать, но больше не могу. Пытался вернуться в сборную, но травмы не позволили и определенные люди. Обо мне ничего не пишут, никто не интересовался, ни тренерский штаб, ни руководство. Видимо на то есть свои причины. Наверное, это к лучшему, теперь я могу критиковать, действовать. Думаю, имею право.
То, что сейчас происходит в нашем футболе, меня лично, как футболиста и болельщика, не устраивает. Я люблю свою страну и очень переживаю за футбол в Кыргызстане.
- Ты подписал контракт с командой Высшей лиги Индонезии. Почему ты уехал, а не остался помогать развивать футбол здесь?
- Во-первых, я еще не завершил карьеру футболиста. Пока есть желание тренироваться, хочу играть.
Последние два сезона я осознанно выбирал команды с Малайзии и Индонезии. В этих странах я вижу перспективу дальнейшего сотрудничества между федерациями. Здесь футбольные люди, у которых я учусь многому.
Мы живем и играем в Азии, мы играем в кубке АФК, соперничаем со сборными из Азии, соответственно, мы должны плотно сотрудничать с такими странами, как Малайзия, Бахрейн, ОАЭ. В этих странах выстроена система в детско-юношеском и женском футболе, в профессиональных лигах и в сборных команд. Хорошая работа с руководством страны, со спонсорами, с инвесторами, с инфраструктурой, с болельщиками, развит маркетинг, чего у нас нет. Вот наша цель. Из года в год мы должны прибавлять в этих направлениях, дойти до стабильности.
- Вернемся к теме сборной. Не вышли в ТОП-12 отбора чемпионата мира, задачу не решили. Провал в двух играх с Таджикистаном, ноль очков с Японией, историческое поражение от Монголии, полевые игроки в воротах. Что не так?
- Начнем с матчей против Таджикистана. Мы уже играли с Таджикистаном в отборе на чемпионат мира-2018. В двух матчах набрали 4 очка. Если бы не курьезный момент с Тэго, то могло быть и 6. Тотальное преимущество, соперник это понимал. Состав был самый сильный. 2:2 в Бишкеке, 1:0 в Душанбе, тем самым впервые попали в ТОП-100 рейтинга ФИФА.
Подготовка была другая, проводились длительные подходящие сборы, по климату, хорошие спарринги, настрой, глаза горели у всех, причем у руководства, тренеров, футболистов, болельщиков. Не хватило удачи и опыта.
В этот раз на отборочных играх чемпионата мира-2022 было всё наоборот. Трехдневные сборы, разные ненаигранные схемы, глаза не горели, желание было, но этого было недостаточно. В итоге одно очко с Таджикистаном, поражение от Монголии, 0 очков с японцами, 6 очков с полуживой Мьянмой.
- Что значит ненаигранные схемы?
- Я не понимал, зачем надо было играть по схеме в 3 защитника с Таджикистаном, как на Кубке Азии. Потом перестраиваться в 4, когда проигрывали 0:1. В Душанбе не было Кичина, была пара Байматов-Козубаев, в Бишкеке не было Байматова, была пара Козубаев-Кичин.
Я понимаю, что с Японией, Китаем, Кореей надо в эту схему играть. Но перед Кубком Азии команда на месяц закрылась на сборы и готовилась. Тут за 3 дня и вперед. Так же и в Японию на главные игры за 3 дня. А как же карантинные меры? В футболе нет мелочей, поэтому удача отвернулась.
- Почему после неудачного выступления в отборе на ЧМ-2022 нельзя было отправить в отставку тренерский штаб, как это сделали в России после Евро-2020?
- Можно и нужно было. У Крестинина 3- или 4-летний контракт с клубом и со сборной. И, скорее всего, у него большие отступные в случае досрочной отставки. Вопрос, кто дал ему такой контракт? Вот у него и надо спрашивать. Крестинин вывел сборную на Кубок Азии-2019 и надо было ставить задачу — выход в ТОП-12 отбора на ЧМ-2022. А если и давать долгосрочный контракт, то добавить пункт — при невыполнении задачи контракт будет расторгнут.
- Ты считаешь, что Крестинин должен уйти с поста главного тренера сборной Кыргызстана?
- Да. Нет результата — надо расставаться. После Азии нет результатов ни в сборной, ни в «Дордое». Нужны перемены, новые лица с амбициями, специалисты из Европы, у которых есть опыт работы в Азии, чтобы подготовить команду к решению задачи выхода на чемпионат Азии-2023 и выхода в ТОП-12 отбора на чемпионат мира-2026. В Узбекистане, в Таджикистане сразу поменяли всё. Это нормально. Либо руководство, либо тренерский штаб. У нас же реакции не было, как будто ничего не произошло.
- А как ты оцениваешь его работу в «Дордое»?
- «Дордой» уже на местном уровне в Кыргызстане проигрывает и сдает свои позиции. В Кубке не вышли в финал, проиграв «Алге». Все потому что вся нагрузка идет на местных игроков. А где же легионеры?
- А какая связь между легионерами и главным тренером? Разве он это решает?
- Вся трансферная политика «Дордоя» после прихода Крестинина изменилась. Был случай с защитником из России Семеном Щептицким, которого привел в клуб главный тренер. Так он не прошел медосмотр, как он подписал? Легионеры должны проходить углубленный медицинский осмотр. У него были проблемы с позвоночником и он не играл потом. Но клуб платил ему зарплату и оплатил операцию.
Таких непонятных для всех ситуаций было достаточно. Значит люди имеют прямое отношение к подписанию новых иностранных футболистов.
Команде надо решать задачу в АФК, приглашают игроков из любительских лиг (Артур Валикаев) либо «мертвых», которые проигрывали конкуренцию местным футболистам. Наверное, 10 точно легионеров было, которые не играли и покидали команду. Не играют, но получают больше, чем местные футболисты, на которых вся нагрузка. Некоторые даже сезон не доиграли.
Вот Жоэл Кожо почему не играет? Так он УМО не прошел бы, у него с коленом были проблемы. Он уже за «Алай» играл перебинтованный, заставляли его играть. Он лучшие годы отдал «Алаю». Руководство ошской команды знало его проблемы и не стало удерживать его. А до этого не могли же переманить молодого ганца. Без основного форварда сидят теперь, могли другого взять.
- Но ведь в «Дордое» до этого всегда были хорошие легионеры.
- Были хорошие легионеры. Бразильцы играли (Жан Карло и Вилиан), были Калимулла и Адыл Мухаммед из сборной Пакистана, серб Бранислав Станич , Девид Тетте и Даниель Тэго в лучшие годы, Александр Мысиков и Юрий Волос при Дворянкове. Привозили, объясняя, что задача — выиграть кубок на международной арене.
При Крестинине не могу выделить ни одного легионера. Исключение - Вахыд Орахсахедов, которого Борис Подкорытов встретил на Кубке Азии и позвал.
А теперь посчитайте сколько тратит руководство «Дордоя» на легионеров в год. Больше $100 тыс. в год — зарплата, перелеты, проживание. Эти деньги можно и нужно использовать на другие весьма важные вопросы. «Дордою» нужен свой стадион, а не коробка на базе.
Не те люди окружают Аскара Мааткабыловича, поэтому топчемся на месте. «Дордой» на сегодняшний день должен был играть в Лиге Чемпионов АФК, как «Истиклол». Брать пару, но лучших легионеров. Местный наш чемпионат можно и без легионеров играть «Дордою», что сейчас и происходит.
- Крестинин с самого начала был таким?
- Крестинин образца 2014-2015 годов — действительно другой специалист, который тщательно готовился, никого не слушал, собирал всех лучших. Он выбирал подходящий климат для сборов, хорошие спарринги были. Я восхищался.
Но после жеребьевки отборочного раунда Кубка Азии-2019, когда нам попали Индия, Макао и Мьянма что-то изменилось. Сборы проводились не тщательно. К гостевым матчам с Индией и Мьянмой готовились в Бишкеке. Прилетев туда за два дня, сталкивались с климатическими трудностями, соответственно, проиграли Индии и была ничья с Мьянмой. Виктор Майер запомнит ту игру на всю жизнь. А вот когда играли с Австралией и Иорданией такого не было.
- Подготовка к играм отбора на чемпионат мира-2022 была такой же?
- Такое же отношение продолжилось перед отборочными играми на чемпионат мира-2022. За 3 дня собрали, переход с натурального на естественное покрытие. Это был самый важный матч против Таджикистана в гостях. Мы проиграли, потому что не были готовы. Почему? Никто не оказывал на него давление, как при Семетее Султанове, требования были другие, соответственно, и отношение. А еще он нигде не виноват, если команда проигрывает. Он никогда не брал на себя ответственность за поражение, винит других, но не себя.
Матч в Душанбе в 2016 году был не столь значимым с точки зрения турнирной таблицы, но это был принципиальный соперник для Кыргызстана. Поэтому подготовка была идеальной - 10 дней готовились на искусственном поле, спарринг с «Алгой», соответственно, результат 1:0 в нашу пользу на выезде. А в 2019 году наоборот — первая и самая важная игра в гостях, за три дня собрались, схему не отработали, соответственно, поражение 0:1 и виноваты футболисты.
- Как ты можешь оценить ситуацию, сложившуюся с нашей сборной в Японии, когда вратарей и часть игроков не допустили к играм в сборной?
- Крестинин образца 2014 года собрал бы команду за 10 дней до игр с соблюдением всех карантинных мер, ограничил бы встречи с родственниками и друзьями. Легионерам дал бы задание. Конечно и федерация должна была обратить на это внимание.
- С тобой кто-то из федерации футбола связывался, чтобы узнать причины твоего отсутствия в команде?
- Предыдущее руководство федерации футбола постоянно интересовалось тем, как идут дела у всех членов сборной. Сейчас же нынешнее руководство ни разу не связалось со мной, чтобы узнать, почему меня не вызывают в сборную. Сейчас все решает один человек.
- Ты понимаешь, что после этого эфира и интервью тебе закрыта дорога в сборную?
- У меня было желание сыграть на Кубке Азии, но я уже смирился с тем, что лучшие годы я отдал сборной, 10 лет. Я завершил карьеру в сборной.
Мне обидно за молодых ребят, которые должны были сейчас продолжать бороться за выход на чемпионат мира в Катар. Сыграли бы 10 игр с топовыми командами Азии, как Иран, Корея, Эмираты. Азмун, Сон Хын Мин и другие звезды приезжали бы в Бишкек. Какое развитие было бы для нас, для футбольного союза, для Алыкулова, Шукурова и других молодых ребят. Был бы большой шаг вперед. А не очередные игры с Палестиной и Бангладеш. Нужно было шорох наводить в Азии.
- Ты готов сам пойти работать в федерацию футбола?
- Я готов, но не сейчас. Только при новой команде, при новом руководстве. В федерации есть достойные специалисты, но многим из них не дадут работать. Нужно в корне все менять. Нужна полностью новая команда. Нужно, чтобы руководство страны повлияло. Нужны правильные люди с правильным отношением, с амбициями. А то, что сейчас происходит там, думаю, не только меня не устраивает, как болельщика и футболиста.
- Какой путь из сложившейся ситуации ты видишь?
- Президент Кыргызского футбольного союза или тренерский штаб сборной Кыргызстана должны подать в отставку. Нужно, чтобы руководство страны обратило внимание. С 2022 года мы должны продолжить работу с другим отношением. Есть люди, которые хотят этим заниматься. Если нет результата, то нужно уходить.
При федерации футбола нужно создавать новые комитеты, для развития футбола в регионах. Нужно работать с инвесторами, со спонсорами, строить мосты между правительством, а не только искать причины. Нужно работать открыто, а сейчас все делается максимально закрыто. Что-то говорят только при острой необходимости.
Выход в финальную часть чемпионата Азии по футболу должен стать для нас делом обыденным. Наша цель — это выход на чемпионат мира, выиграть кубок АФК, играть в Лиги чемпионов АФК. Мы должны себе ставить максимальные задачи.
- Какие у тебя претензии к Кыргызскому футбольному союзу?
- В чемпионате страны должны быть 10 команд, команды должны играть в Кубке АФК и Лиге чемпионов АФК. За 30 лет мы только один раз вышли на Кубок Азии. Ранее «Дордой» выигрывал Кубок президента АФК, но это был третий по престижности турнир в Азии. Там мы выигрывали клубы из Таджикистана и Туркменистана. Больше нам нечем гордиться.
Уровень клубного футбола у нас на низком уровне. Все говорят только о сборной, но сборная в год играет 3-4 раза. А то и вовсе не играет. Нужно развивать местный чемпионат, детский и женский футбол. Нужно уделять внимание регионам. Это должны делать люди из федерации.
По южному региону нет ни одного автобуса. Почему за 30 лет на юге нет ни одного автобуса, до сих пор футболисты ездят на маршрутках? 50-100$ тыс. стоит он, это не такие большие деньги. У «Дордоя» есть 2 автобуса. Купили благодаря победам на турнирах в АФК.
Стадион в Оше есть, но прожекторов нет. Почему «Алай» и «Дордой» не могут играть в вечернее время? Почему сборная не могла играть в Оше в сентябре? Потому что нет условий – автобусов, прожекторов, полей. Можно ли было все это сделать за 30 лет? Можно. Можно было и после Азии этим заниматься.
Сколько у нас стабильных команд с юга – «Алай», «Нефтчи». А должно быть 5. А «Каганата» может не быть в следующем сезоне. У него много долгов. Вообще, такие команды, как «Каганат», я бы не допускал к чемпионату. У людей появились деньги и они заявились. Но лучше бы спонсировали «Алай».
- В Оше нет полей, кроме стадиона имени Ахматбека Суюмбаева?
- Есть поля, но ими нужно заниматься. На одном поле занимаются «Алай», «Алай-2» «Каганат». Они убивают одно единственное поле. Нет искусственного поля, зимой на бетоне занимаются. Единственный стадион с четырьмя трибунами в Кыргызстане – в Оше.
15 лет назад я перешел из «Алая» в «Дордой». С тех пор в Оше ничего не изменилось. Те же раздевалки. Ни базы, ни полей, ни тренажерного зала, ничего. Тот же стадион, который покрасили немного для галочки, счет табло до сих пор меняют цифрами на картонах, как это было в нулевых годах, когда я еще ребенком был. Прожекторов нет, приезжие игроки живут в подстадионных помещениях. О каком развитии идет речь?
Сейчас в «Алай» пришли новые люди, посмотрим что из этого выйдет. В Канте существенное развитие — много полей, но нет стадиона с минимальными требованиями АФК, чтобы проводить международные официальные игры. Нужен был один такой проект.
В академии «Каганата» постелили искусственное покрытие на бетоне, поле не соответствует уровню искусственного покрытия в Канте. Отсюда и ранние проблемы с коленными суставами у футболистов.
- Есть мнение, что тренер сборной и «Дордоя» Александр Крестинин ставит ультиматум футболистам — не перейдешь в «Дордой», в сборной не будешь. Это правда?
- Больше правда, чем нет. Яркий пример — Мустафа Юсупов. Всегда вызывался, играл на кубке Азии, но перешел в «Алай» и его тут же перестали вызывать. Даже не было в расширенном списке, уверен, что он не слабее того же Откеева.
Александр Сергеевич сам говорил всегда, что тренер должен тренировать, а футболисты играть. Сейчас он решает все в «Дордое» и в сборной. Это неправильно. Поэтому и удача отвернулась. Футбол этим и прекрасен, в нем нет мелочей.
Вот проводили достойно Самсалиева, Сидоренко, Тего, но почему-то не проводили Вадима Харченко — рекордсмена сборной по количеству сыгранных игр. Я говорил руководству федерации об этом, но не получил ответа. Это значит, что не они решают с кем прощаться, а с кем нет, о ком и как писать в официальном аккаунте федерации, а о ком подзабыть.
- Какие у тебя сейчас отношения с Александр Крестининым?
- Нормальные. Не такие, как раньше. Раньше он был другим. Практика показывает, что тренера, которые хотят совмещать и в клубе и в сборной, долго не задерживаются. Результата не будет. После Азии он на многие вещи стал смотреть свысока. Он всегда прав, он так считает. Поживем, увидим.
- Что в конце ты хотел бы пожелать болельщикам кыргызского футбола?
Мне 32 будет в декабре. Сколько себя помню, все отдавал футболу. Надеюсь и дальше так будет, пока есть силы, желания, мечты, будем бороться и идти к ним. Я верю в светлое будущее нашей страны, я постараюсь что-то изменить, когда придет время.
Комментарии