Государственное агентство физической культуры и спорта при Кабинете министров предлагает утвердить Комплексную программу развития физической культуры и спорта Кыргызстана до 2030 года, сообщает Prosports.kz.
Цель проекта постановления — увеличение количества лицензий в различных видах спорта до 29 для участия в летних Олимпийских и Паралимпийских играх, обеспечение условий всесторонней подготовки и успешного выступления спортсменов Кыргызской Республики, а также создание основ для устойчивого развития сферы физической культуры и спорта в КР.
Определены следующие задачи:
- повышение уровня массовости занятий физической активностью и спортом среди всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций;
- расширение спортивной инфраструктуры, модернизация имеющихся спортивных баз, обновление инвентаря, цифровизация сферы физической культуры и спорта;
- подготовка олимпийского резерва и расширение системы формирования спортивного резерва;
- поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт и другие мало развитие направления;
- повышение квалификации специалистов в области спорта;развитие и институционализация системы спортивной медицины;
- комплексная подготовка спортсменов Кыргызской Республики к участию в летних Олимпийских и Паралимпийских играх, которые состоятся в 2028 году в городе Лос-Анджелес (США), включая достижение целевого показателя по получению не менее 25 олимпийских лицензий;
- развитие зимних и водных видов спорта как недостаточно развитых, которые необходимо определить как приоритетные.
Комплексная программа развития физической культуры и спорта КР до 2030 года
Приложение 1
Введение
Программа развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике до 2030 года (далее – Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2030 года».
Физическая культура и спорт играют важнейшую роль в укреплении здоровья нации, развитии физической активности и формировании позитивных социально-культурных ценностей. Поддержка и продвижение спорта способствуют не только повышению уровня жизни граждан, но и укреплению международного имиджа страны.
Несмотря на рост интереса к физической культуре и спорту, уровень физической активности населения Кыргызской Республики остаётся недостаточным. Занятия спортом носят нерегулярный характер, часто ограничиваясь кратковременными спортивно-массовыми мероприятиями. Между тем, недостаточная физическая активность является одним из главных факторов риска развития неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет и онкологические заболевания. По данным ООН, именно эти заболевания явились причиной 74% всех смертей в мире.
В этой связи программа направлена на повышение уровня массовости занятий физической активностью и спортом среди всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций через создание доступной инфраструктуры, развитие регионального и инклюзивного спорта. Это предполагает также расширение спортивной инфраструктуры, модернизацию имеющихся спортивных баз, строительство новых объектов и обновление спортивного инвентаря.
Особое значение придаётся подготовке олимпийского резерва и расширению системы формирования спортивного резерва, модернизации и оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных школ, а также созданию республиканских школ высшего спортивного мастерства. Программа предусматривает активную поддержку школьного и университетского спорта и регулярное проведение молодёжных соревнований.
Важным направлением является развитие профессионального и олимпийского спорта, совершенствование системы подготовки спортсменов, поддержка перспективных атлетов, развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт. Также создаются условия для успешного выступления национальных сборных команд на летних Олимпийских и Паралимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе и закладываются основы подготовки к зимним Олимпийским играм.
Ключевое значение придаётся развитию и институционализации системы спортивной медицины через создание специализированного государственного предприятия, что позволит обеспечить качественное медицинское сопровождение спортсменов, профилактику травм, реабилитацию и психологическую поддержку атлетов высокого уровня.
Отдельное внимание направлено на повышение квалификации специалистов в области спорта путём внедрения современных образовательных программ, цифровых решений и новых технологий, а также оптимизацию подведомственных учреждений путём создания единого центра подготовки спортсменов.
Программа развития физической культуры и спорта Кыргызской Республики до 2030 года разработана в русле стратегических ориентиров, заложенных в Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2030 года, и служит её отраслевым продолжением в сфере укрепления человеческого капитала, инклюзивного роста и устойчивого развития. Документ опирается на ключевые принципы государственной политики, провозглашённые в Нацпрограмме, включая ориентир на человека, усиление роли регионов, цифровую трансформацию, поддержку молодежи и развитие равных возможностей для всех граждан.
Программа не только отражает текущее состояние и системные вызовы в сфере физической культуры и спорта, но и определяет долгосрочный вектор её развития, основанный на принципах устойчивости, инклюзивности и справедливости.
Программа направлена на реализацию Целей устойчивого развития, адаптированных в рамках национальной повестки, и в полной мере соответствует ряду приоритетов:
• Цель 1 – Обеспечение здорового образа жизни и благополучия для всех. Программа предусматривает всестороннее развитие массового спорта, формирование культуры активного образа жизни, профилактику заболеваний, снижение уровня гиподинамии среди всех возрастных категорий, а также развитие спортивной инфраструктуры в регионах;
• Цель 2 – Обеспечение инклюзивного и справедливого образования. Особое внимание в Программе уделено интеграции физического воспитания в образовательный процесс, расширению возможностей для занятий спортом среди детей и молодежи, поддержке спортивных образовательных учреждений и обеспечению баланса между учебной и тренировочной нагрузкой;
• Цель 3 – Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек. Программа закрепляет равный доступ к занятиям физической культурой и спортом, предусматривает развитие женского спорта, участие женщин в управлении и тренерской деятельности, а также защиту прав девочек и девушек на участие в соревнованиях всех уровней.
Таким образом, Программа закладывает институциональную и инфраструктурную основу для формирования сильной спортивной нации и продвижения Кыргызской Республики на международной арене как активного, конкурентоспособного и уважаемого спортивного государства.
Анализ системы физической культуры и спорта в КР
Система физической культуры и спорта Кыргызской Республики исторически сформировалась на основе централизованного управления и финансирования из государственного бюджета, унаследовав принципы, сложившиеся ещё в советский период. Несмотря на более чем тридцатилетнюю историю независимости и рыночных отношений, практика партнерства государства и частного сектора в сфере спорта в полной мере так и не сформировалась. В советское время финансирование спортивных учреждений было стабильным и достаточным, но после распада СССР сфера физической культуры и спорта в Кыргызстане оказалась в сложной ситуации: объемы финансирования резко сократились, что привело к ликвидации многих спортивных школ и секций, а также к снижению общего уровня спортивного потенциала страны.
Сегодня система управления спортом в Кыргызской Республике характеризуется громоздкой структурой и отсутствием четкого распределения полномочий между уполномоченными государственными органами и подведомственными учреждениями (дирекциями, специализированными детско-юношескими спортивными школами олимпийского резерва, спортивными школами, областными управлениями и федерациями). Это приводит к дублированию функций и снижению эффективности расходования бюджетных средств. Часто возникает неопределенность в вопросах ответственности за подготовку и дальнейшее продвижение спортсменов, так как одни и те же атлеты одновременно входят в спортивные школы, сборные команды и спортивные федерации.
Несмотря на бюджетные ограничения, государственное финансирование учреждений спорта демонстрирует ежегодный рост. Например, если в 2021 году на сферу физической культуры и спорта было выделено около 966,5 млн сомов, то к 2025 году сумма достигла 2,44 млрд сомов. При этом основная часть бюджетных средств (около 90%) направляется на подготовку сборных команд по олимпийским и приоритетным видам спорта, таким как борьба, бокс, дзюдо, легкая и тяжелая атлетика. В то же время на развитие физической культуры и массового спорта в регионах расходуется менее 10% бюджетных средств.
Таблица 1. Объем финансирования учреждений спорта (сом)
№
Год
Уточненный бюджет
Кассовые расходы
1
2021
966 472,907
953 511,433
2
2022
1 474 130,900
1 451 454,479
3
2023
1 829 942,860
1 814 576,121
4
2024
2 194 975,0
2 141 088,930
5
2025
2 444 680,400
Таблица 2. Объем финансирования олимпийских видов спорта.
Годы
Объем финансирования олимпийских видов спорта, тыс. сом
2021
165 200,0
2022
208 868,0
2023
184 060,3
2024
194 436,0
2025
271 000,0
Развитие массового спорта в стране претерпевает серьезный кризис. Отсутствует системный подход в выявлении и поддержке талантливых детей и молодых спортсменов. Организация спортивно-массовых мероприятий, таких как спартакиады среди школьников, не привела к охвату широких масс учащихся, а чаще всего ограничивалась воспитанниками специализированных спортивных школ. После распада СССР исчезла массовая пропаганда физической культуры и спорта, прекратилась деятельность молодежных спортивных движений и клубов из-за отсутствия финансирования и мотивации руководителей образовательных учреждений. Спортивные сооружения и помещения устарели, требуют капитального ремонта и инвестиций. Многие спортивные объекты были приватизированы и теперь используются не по назначению. В регионах спортивная инфраструктура находится в особенно плачевном состоянии.
Важной проблемой является низкий уровень менеджмента в спортивных федерациях и отсутствие качественного бизнес-подхода к развитию спорта. Федерациям не удалось наладить конструктивное взаимодействие с частным сектором, бизнесменами и меценатами, вследствие чего спорт остается исключительно дотационной сферой. Отечественный спорт неинтересен для бизнеса ввиду отсутствия механизмов, обеспечивающих прибыльность или хотя бы частичную самоокупаемость спортивных проектов.
Что касается зимних видов спорта, то в советский период они практически не развивались на территории Киргизской ССР, так как приоритет отдавался другим регионам СССР, имеющим более подходящие природные условия. Интерес к зимним видам спорта в Кыргызстане стал расти только в период независимости благодаря уникальному географическому расположению страны и наличию благоприятных климатических условий, таких как высокогорные массивы и обильный снежный покров. В республике уже имеется базовая инфраструктура: функционируют горнолыжные базы в Иссык-Кульской и Чуйской областях, три крытых катка в городах Бишкек и Нарын, работают спортивные федерации, которые представляют Кыргызстан на международных соревнованиях, включая зимние Олимпийские игры. Однако финансирование зимних видов спорта остается несистемным и недостаточным. Из 73 детско-юношеских спортивных школ и 7 СДЮШОР, в которых культивируется более 70 видов спорта, секции зимних видов спорта представлены лишь в трех учреждениях. В результате зимние виды спорта пока не приобрели должной популярности и поддерживаются в основном за счет энтузиазма отдельных тренеров и спортсменов.
Аналогичная ситуация наблюдается в водных видах спорта. Профессионально водными видами спорта в Кыргызстане занимаются около 7% населения, при этом доля женщин крайне низкая – всего 0,5%. Несмотря на исторические успехи кыргызских пловцов на международных соревнованиях, ситуация осложняется отсутствием четкой государственной стратегии развития водных видов спорта, низким участием частного капитала, неудовлетворительным состоянием инфраструктуры и критическим износом спортивного инвентаря. Например, спортивное оборудование по гребле на байдарках и каноэ требует немедленного обновления. Академическая гребля вовсе не развивается из-за высоких затрат на организацию практически с нуля и развитие этого вида спорта. Парусный спорт ограничен одной школой в городе Балыкчы. Также имеется дефицит квалифицированных спортивных и управленческих кадров.
Спортивная медицина в Кыргызстане практически не развита. Отсутствуют квалифицированные спортивные врачи, методисты, реабилитологи, спортивные психологи, которые могли бы обеспечить системное медицинское сопровождение спортсменов. Эта проблема остро отражается на качестве подготовки национальных сборных команд и спортивного резерва. В целях решения этой проблемы Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 16 июня 2025 года № 341 создан Кыргызский центр спортивно-оздоровительной медицины при Государственном агентстве физической культуры и спорта при Кабинете Министров Кыргызской Республики.
Отдельное внимание сегодня уделяется подготовке кыргызских спортсменов к участию в летних Олимпийских и Паралимпийских играх 2028 года в Лос-Анджелесе. Тем не менее, в стране отсутствует полноценная и централизованная система подготовки олимпийского резерва по многим видам спорта. Нет достаточной материально-технической базы и системного подхода в сопровождении спортсменов, что негативно влияет на конкурентоспособность кыргызских спортсменов на международной арене.
Таким образом, для эффективного решения указанных проблем требуется внедрение комплексных и системных мер, направленных на улучшение инфраструктуры, модернизацию системы управления спортом, развитие спортивной медицины и повышение квалификации кадров. Государственное агентство физической культуры и спорта должно стать инициатором и двигателем системных реформ, направленных на устойчивое и комплексное развитие физической культуры и спорта в стране. Естественно, при совместной работе с другими ведомствами и поддержке руководства страны.
Стратегические направления развития физической
культуры и спорта
Цель Программы - развитие физической культуры и спорта в Кыргызской Республике, повышения качества спорта в жизни населения и формирования здорового образа жизни. Сфера физической культуры и спорта вносит вклад в укрепление здоровья нации, формирование гражданской идентичности, укрепление социальной сплоченности и продвижение позитивного международного имиджа страны через спорт.
Учитывая приоритеты Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2030 года, а также существующие вызовы и проблемы в отрасли, Программой определены следующие задачи:
Повышение уровня массовости занятий физической активностью и спортом среди всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций;
Расширение спортивной инфраструктуры, модернизация имеющихся спортивных баз, обновление инвентаря, цифровизация сферы физической культуры и спорта;
Подготовка олимпийского резерва и расширение системы формирования спортивного резерва;
Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт и другие мало развитие направления;
Повышение квалификации специалистов в области спорта;
Развитие и институционализация системы спортивной медицины;
Комплексная подготовка спортсменов Кыргызской Республики к участию в летних Олимпийских и Паралимпийских играх, которые состоятся в 2028 году в городе Лос-Анджелес (США), включая достижение целевого показателя по получению не менее 25 олимпийских лицензий;
Развитие зимних и водных видов спорта как недостаточно развитых, которые необходимо определить как приоритетные.
Задача 1. Повышение уровня массовости занятий физической активностью и спортом среди всех возрастных групп и обеспечение доступности спортивных секций.
На фоне роста заболеваемости, снижения двигательной активности и ограниченного доступа к спортивной инфраструктуре для большинства граждан необходимо создание системы устойчивого вовлечения всех возрастных и социальных групп в регулярные занятия спортом. Программа предусматривает создание непрерывной системы массовых спортивных мероприятий с охватом сельских, городских и студенческих сообществ, формирование трехуровневой модели соревнований (район – область – республика), поддержку спортивных секций при учебных заведениях, предприятиях и в местах проживания. Особый акцент будет сделан на вовлечение в массовый спорт молодежи, женщин, пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая развитие инклюзивной инфраструктуры.
Также, на сегодняшний день в отрасли сохраняется фрагментация управленческих структур, дублирование функций между различными ведомствами и слабая координация между республиканскими и региональными органами. С целью устранения этих проблем будет проведена институциональная реформа, направленная на оптимизацию структуры управления, централизацию функций по подготовке сборных команд, проведению чемпионатов и международных мероприятий. Особое внимание будет уделено укреплению полномочий региональных органов власти, включая передачу им права организовывать и финансировать областные и межрегиональные соревнования, что позволит обеспечить равномерное развитие спорта на местах и усилить роль регионов в подготовке спортивного резерва.
Задача 2. Расширение спортивной инфраструктуры, модернизация имеющихся спортивных баз, обновление инвентаря, цифровизация сферы физической культуры и спорта.
В настоящее время нехватка собственных баз, устаревшее оборудование и неравномерное распределение объектов по регионам ограничивают возможности для подготовки как массового, так и профессионального спорта. Программой предусмотрено строительство и модернизация спортивных объектов республиканского и регионального значения, включая тренировочные базы для национальных сборных, спортивные залы при школах, открытые площадки и комплексы в жилых массивах. Особое внимание будет уделено строительству объектов в отдалённых и сельских районах, применению механизмов государственно-частного партнёрства, привлечению инвестиций и развитию универсальных модульных решений для быстрой реализации инфраструктурных проектов. Реализация данного направления станет важным фактором не только для физического воспитания и профессиональной подготовки, но и для улучшения качества городской среды и социальной интеграции.
Также предусмотрена цифровая трансформация и внедрение современных технологий в сфере физической культуры и спорта. С учётом общей государственной политики в области цифровизации, будет обеспечено внедрение электронных систем учета и мониторинга спортивных достижений, цифровая паспортизация объектов, автоматизация процессов лицензирования тренеров и инструкторов, развитие онлайн-платформ для популяризации спорта и физической активности, а также интеграция с национальной системой межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк».
Задача 3. Подготовка олимпийского резерва и расширение системы формирования спортивного резерва.
Кыргызстан располагает высоким потенциалом для подготовки спортсменов международного уровня, однако текущая система не обеспечивает достаточной преемственности и системности в этом процессе. Программа предусматривает создание вертикально интегрированной системы подготовки спортсменов, начиная со специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и заканчивая национальными сборными командами. Будут внедрены механизмы омоложения состава сборных, обеспечено образовательное и социальное сопровождение спортсменов, а также разработаны меры по их адаптации к гражданской жизни после завершения карьеры.
Задача 4. Поддержка и развитие неолимпийских, национальных и новых видов спорта, включая киберспорт и другие мало развитые направления.
Особое внимание будет уделено развитию таких направлений, как зимние виды спорта, традиционные и неолимпийские дисциплины, включая киберспорт и другие перспективные, но мало развитие формы спортивной активности, находящиеся на этапе становления, но обладающие высоким потенциалом привлечения молодёжи и популяризации здорового образа жизни. Инновационные и молодёжные виды спорта также поддерживаются через специальные программы, стимулирующие интерес и вовлечённость новых участников.
Важным направлением в рамках данной задачи станет эффективная организация и проведение VI Всемирных игр кочевников, которые состоятся в 2026 году. В целях обеспечения высокого уровня подготовки и представления Кыргызской Республики на Играх будет реализован комплекс мероприятий, включающий разработку спортивного регламента, определение и оснащение площадок для проведения соревнований, отбор спортсменов в состав национальной сборной, проведение учебно-тренировочных сборов, а также обеспечение качественного участия сборной команды в международных соревнованиях.
Задача 5. Повышение квалификации специалистов в области спорта.
Будут реализованы меры по подготовке кадров в области спортивной медицины, включая врачей, физиотерапевтов, массажистов, специалистов по спортивной психологии и питанию. Особое внимание уделяется повышению профессионального уровня тренеров и специалистов, формированию системы непрерывного профессионального образования, а также внедрению современных международных методик подготовки спортсменов и тренеров.
Задача 6. Развитие и институционализация системы спортивной медицины.
Качественное медицинское сопровождение, профилактика травматизма, функциональная диагностика и восстановление являются неотъемлемыми элементами успешной спортивной подготовки. В настоящее время в стране отсутствует единая система спортивной медицины, остро ощущается нехватка специалистов, оборудования и стандартов оказания медицинской помощи спортсменам. Для устранения пробелов в этой области было создано специализированное государственное предприятие, обеспечивающее проведение комплексного врачебного контроля, восстановление и реабилитацию спортсменов в соответствии с международными нормами.
Также будут реализованы меры по подготовке кадров в области спортивной медицины, включая врачей, физиотерапевтов, массажистов, специалистов по спортивной психологии и питанию. Также по своей части будут давать предложения и рекомендации по спортивной фармакологии, на сегодняшний день это чуть ли не основная часть медицинского обеспечения.
Задача 7. Комплексная подготовка спортсменов Кыргызской Республики к участию в летних Олимпийских и Паралимпийских играх, которые состоятся в 2028 году в городе Лос-Анджелес (США), включая достижение целевого показателя по получению не менее 29 олимпийских лицензий.
Участие в Олимпийских играх, это не только символ национального престижа и международного признания, но и мощнейший стимул для развития всего отечественного спорта, модернизации инфраструктуры, совершенствования системы отбора, воспитания и поддержки спортивного резерва. В рамках настоящей задачи Программа ставит перед собой амбициозную, но реализуемую цель – получить к 2028 году не менее 29 олимпийских лицензий по различным видам спорта. Для достижения этой цели реализуется комплексный подход, охватывающий все этапы спортивной подготовки от отбора перспективных юных талантов до формирования национальной олимпийской сборной. Создаётся устойчивая система долгосрочного планирования и сопровождения кандидатов на олимпийские лицензии, начиная с юношеских и молодежных сборных, обеспечивается материальное и социальное стимулирование спортсменов, тренеров и специалистов, качественное медицинское сопровождение, научно-методическое обеспечение и внедрение современных технологий спортивной аналитики, психологии, питания и восстановления. Отдельным блоком предусмотрена подготовка паралимпийцев, развитие тренировочных программ, создание доступной среды и обучение специалистов по адаптивной физической культуре и спорту.
Задача 8. Развитие зимних и водных видов спорта как приоритетных направлений спортивной специализации.
Развитие зимних и водных видов спорта рассматривается как стратегическое направление формирования устойчивой системы подготовки спортивного резерва, роста массового участия и международного представительства Кыргызской Республики в приоритетных дисциплинах.
В сфере зимних видов спорта основной акцент будет сделан на создание устойчивой модели взаимодействия между государственными органами, спортивными федерациями, детско-юношескими спортивными школами и региональными подразделениями. Государственное агентство по делам физической культуры и спорта будет выполнять координирующую функцию, в то время как на местах реализуются пилотные проекты по синхронизации деятельности всех заинтересованных участников. Особое внимание уделяется восстановлению и модернизации системы спортивных разрядов, формированию устойчивой системы подготовки спортсменов, развитию таких дисциплин, как горнолыжный спорт, биатлон, фигурное катание, хоккей и керлинг. Также будет продолжена работа по привлечению инвестиций, расширению международного сотрудничества, реализации совместных проектов с международными федерациями, участию в чемпионатах мира, Азиатских играх и зимних Олимпиадах. Массовый зимний спорт будет развиваться за счёт проведения школьных лиг, соревнований, открытия новых секций, проведения информационных кампаний и развития клубной системы.
В части водных видов спорта цель заключается в формировании конкурентоспособных национальных сборных команд различных возрастов, развитии специализированных тренировочных условий и системной подготовки спортсменов. Акцент будет сделан на укрепление учебно-тренировочной базы, совершенствование соревновательной практики, внедрение программ спортивной медицины, повышение квалификации тренеров и развитие системы отбора и сопровождения талантливых спортсменов. Популяризация водных видов спорта будет обеспечиваться через проведение массовых мероприятий, развитие клубной и школьной инфраструктуры, информационную поддержку, вовлечение регионов и формирование молодежных и детских организаций. Особое внимание будет уделено малоразвитым водным дисциплинам, соответствующим интересам различных возрастных и социальных групп.
Комплексное развитие зимних и водных видов спорта создаст благоприятные условия как для формирования спортивного резерва, так и для роста массового участия населения в систематической физической активности.
Начало формы
Конец формы
Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить устойчивое развитие в сфере физической культуры и спорта, повысить их вклад в укрепление человеческого капитала, формирование здорового образа жизни и достижение международных спортивных результатов. В результате выполнения мероприятий и стратегических направлений Программы ожидается достижение следующих системных изменений.
Будет обеспечен стабильный рост охвата населения регулярными занятиями физической культурой и спортом, включая женщин, молодежь, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К 2030 году планируется, что не менее 35–40 процентов граждан будут вести физически активный образ жизни, что окажет положительное влияние на общенациональные показатели здоровья, производительности труда и социальной активности.
Сформируется устойчивая и непрерывная система массовых соревнований и физкультурных мероприятий, охватывающая все уровни, от районного до республиканского, с активным вовлечением образовательных учреждений, трудовых коллективов и местных сообществ. Игровые и индивидуальные виды спорта будут развиваться по единому календарному плану, с учётом интересов всех возрастных категорий и региональных особенностей.
Будет создана эффективная и прозрачная система управления в отрасли физической культуры и спорта. За счёт устранения дублирующих функций и централизации ключевых процессов, значительно повысится качество координации между центральными и региональными органами. Внедрение современных методов управления, цифровых решений и инструментов анализа обеспечит оперативное принятие решений и контроль за исполнением программных мероприятий.
Система подготовки спортсменов высших достижений будет перестроена на основе принципов преемственности, индивидуализации и комплексной поддержки. Будет создан устойчивый механизм омоложения сборных команд, обеспечено планомерное развитие спортивного резерва, расширено участие спортсменов Кыргызстана в международных лицензионных и рейтинговых соревнованиях. К 2028 году Республика планирует получить не менее 46 олимпийских лицензий и сформировать конкурентоспособную национальную команду, способную претендовать на высокие результаты.
Развитие спортивной инфраструктуры будет обеспечено за счёт строительства и модернизации базовых объектов в регионах, создания тренировочных комплексов для сборных команд, спортивных залов при учебных заведениях и открытых площадок для массовых занятий. Повысится доступность спортивных объектов для населения всех возрастов, в том числе в отдалённых и сельских районах.
Будет создана современная система спортивной медицины, обеспечивающая профилактику травм, функциональную диагностику, медицинское сопровождение и реабилитацию спортсменов. Специализированное государственное предприятие станет координационным и экспертным центром в данной сфере, а внедрение международных стандартов и подготовка квалифицированных кадров повысят качество медицинских услуг, включая в области спортивной фармакологии и антидопинговой политики.
Цифровизация отрасли позволит автоматизировать процессы лицензирования, учёта и мониторинга, в том числе через интеграцию с национальной системой межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк». Развитие онлайн-платформ, цифровая паспортизация объектов, сбор и анализ данных в режиме реального времени создадут технологическую основу для устойчивого и прозрачного управления отраслью.
В области зимних и водных видов спорта будет сформирована современная инфраструктура, обеспечен рост вовлечённости молодежи и населения, повышен уровень подготовки спортсменов, расширено участие сборных команд в международных соревнованиях. Кыргызстан станет полноценным участником глобального спортивного движения как в летних, так и в зимних дисциплинах.
Таким образом, в результате реализации Программы будет достигнут качественно новый уровень развития физической культуры и спорта в Кыргызской Республике, обеспечен рост конкурентоспособности национального спорта, повышен престиж страны на международной арене, а также созданы равные и доступные условия для занятий спортом во всех регионах и для всех категорий граждан.
5. Благоприятные предпосылки и риски реализации Программы.
Основными предпосылками успешной реализации настоящей Программы являются устойчиво растущий интерес населения Кыргызской Республики к физической культуре и спорту, возросшее осознание обществом важности здорового образа жизни, а также системное внимание, которое уделяет государство вопросам развития данной сферы. Кабинет Министров Кыргызской Республики, учитывая запросы спортивного сообщества, гражданского общества и населения в целом, демонстрирует политическую волю и стремление формировать единую государственную политику в сфере физической культуры и спорта. В последние годы стабильно увеличиваются объёмы финансирования спортивной отрасли из государственного и местных бюджетов, активно развиваются механизмы государственно-частного партнёрства, растёт интерес частного сектора к строительству современной спортивной инфраструктуры и поддержке профессиональных команд и спортсменов.
Федерации по видам спорта и другие спортивные организации при имеющихся ограниченных ресурсах заложили прочную основу для дальнейшего развития массового спорта и спорта высших достижений. Федерациями накоплен значительный опыт работы со спортсменами, тренерами и общественными организациями, выстроено эффективное взаимодействие с государственными органами, что позитивно скажется на реализации мероприятий и задач настоящей Программы.
Вместе с тем, реализация Программы сопряжена с рядом потенциальных рисков. Основными из них являются недостаточность или задержка финансирования мероприятий Программы, возможные бюрократические препятствия и недостаточная межведомственная координация при реализации инфраструктурных проектов, в том числе спортивных баз, тренировочных комплексов и специализированных спортивных объектов. Отсутствие достаточной инфраструктуры не позволит обеспечить качественный прорыв в развитии массового спорта и подготовке спортсменов высших достижений. В этой связи вопросы своевременного финансирования, проектирования и строительства объектов спортивной инфраструктуры, подготовки необходимой технической и проектно-сметной документации должны стать первоочередной задачей всех вовлечённых сторон.
Особый акцент всей Программы делается на подготовку спортсменов к Олимпийским и Паралимпийским играм 2028 года, а также к будущим зимним Олимпиадам.
Все стратегические направления взаимосвязаны и подчинены общей цели, вывести Кыргызстан на новый уровень спортивного развития, обеспечить здоровье и гармоничное развитие нации, повысить престиж страны на международной арене, создать современные условия для занятий спортом во всех регионах и для всех категорий граждан, а также интегрировать в национальную систему новые и малоразвитые, но перспективные виды спорта.
6. Финансовое обеспечение Программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, будет осуществляться за счёт средств республиканского и местных бюджетов на соответствующие и последующие годы, а также путём привлечения внебюджетных ресурсов, таких как механизмы государственно-частного партнёрства, спонсорская и донорская помощь, международные гранты и другие источники финансирования, не запрещённые законодательством Кыргызской Республики. Привлечение частных инвестиций и эффективное взаимодействие с международными организациями и спортивными федерациями станет важным инструментом обеспечения финансовой устойчивости и достижения целей Программы.
7. Мониторинг и оценка реализации Программы
Система мониторинга и оценки (далее – МиО) реализации настоящей Программы основывается на комплексном подходе и включает две основные
группы индикаторов:
Индикаторы, основанные на плановых и периодически отслеживаемых показателях исполнения задач и мероприятий Программы;
Индикаторы, характеризующие степень удовлетворённости ключевых бенефициаров, включая спортсменов, тренеров, спортивные федерации и других заинтересованных сторон.
Перечень индикаторов, используемых для мониторинга реализации Программы, приводится в Матрице индикаторов, прилагаемой к настоящей Программе (см. приложение 1). Система мониторинга и оценки отражает также вклад Программы в достижение Целей устойчивого развития.
Для оценки динамики реализации Программы решением Государственного агентства по физической культуре и спорту при Кабинете Министров Кыргызской Республики (ГАФКС) создаётся специализированная группа мониторинга и оценки, включающая экспертов, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Рекомендуется включение в состав данной группы представителей спортивных федераций и организаций, непосредственно вовлечённых в реализацию мероприятий Программы.
ГАФКС разрабатывает и утверждает План проведения мониторинга и оценки, а также обеспечивает подготовку отчётов по итогам полугодий и ежегодных отчётов о реализации Программы, которые направляются в Кабинет Министров Кыргызской Республики и Администрацию Президента Кыргызской Республики.
Воздействие Программы на развитие физической культуры и спорта оценивается посредством изучения мнения спортсменов, тренеров, представителей спортивных федераций и спонсоров. Данная оценка проводится силами независимой исследовательской организации, отбираемой ГАФКС. Подобная качественная оценка проводится не менее одного раза в два года.
На основании результатов мониторинга и оценки ГАФКС вправе вносить в Кабинет Министров Кыргызской Республики предложения по уточнению, дополнению или корректировке положений настоящей Программы для достижения максимальной эффективности её реализации.
Комментарии